Другие материалы рубрики «Политика»
-
День Воли-2015. Вместо оппозиции креативят власти
Состояние белорусской оппозиции таково, что провести эффективную уличную акцию ей не по плечу даже при отсутствии противодействия со стороны властей… -
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии…
- Руководители органов госуправления каждую среду будут проводить личный прием, каждую субботу — телефонные линии
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Белорусы на «рогах альтернативы»
Дата выборов еще не объявлена, но предвыборные дебаты уже идут. Надо только читать между строк. «…Когда вам говорят, что у нас что-то не так, не по-европейски, это не со мной связано — только с вами связано», — втолковывал электорату белорусский президент в живописных окрестностях Нарочи 31 июля. И этот пассаж — не что иное, как слегка завуалированная дискуссия с политическими оппонентами.
Власть не хочет «окунать»
Как видим, и Европа, которую только ленивый политолог не пинал за слабость рычагов, и оппозиция, почти лишенная рупоров, навязывают-таки официальному лидеру свою повестку дня.
Эпоха, когда предвыборной фишкой мог стать лозунг единения с Россией, канула в Лету. Сегодня и державные мужи, и контрэлита так или иначе твердят о европейском пути. Для гипотетической «марионетки Кремля» в белорусском политическом театре попросту нет роли.
«Если народ хочет получать полторы-две тысячи долларов зарплаты, давайте дадим, но за услуги будете платить реальную цену, — обрисовал выбор Александр Лукашенко. — Мы можем сделать как в Европе, но тогда будете, как и у них, платить полную стоимость».
«Я боюсь думать, как вас в эту жизнь окунуть», — резюмировал глава государства.
У специалистов по массовым коммуникациям такой прием называется «рога альтернативы». В данном случае: или, мол, бесплатный соцпакет при более чем скромных по европейским меркам зарплатах, или пачка купюр потолще, но — при бешеных ценниках алчного капитализма. Посмотрим, надолго ли хватит вашей толстой пачки.
Расчет при этом делается на устойчивую привычку многих белорусов к набору казенных псевдольгот. Нет, не надо окунать нас в леденящую стихию западного рынка, захлебнемся!
Но дело в том, что альтернатива — иллюзорная. На самом деле «при системной экономической либерализации цены и тарифы станут ниже, а качество — выше». Это подчеркнул в интервью «Белорусским новостям» Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса и потенциальный соперник действующего президента на скорых уже выборах.
«Такое снижение произойдет за счет конкуренции», — объясняет Романчук. Что мы и видим на примере Евросоюза, где многие товары — дешевле и лучше. Скачок же цен и тарифов у нас и впрямь неизбежен, если просто отпустить их на волю, не реформируя, например, монопольную, совковую систему ЖКХ. Так что проблема — в нежелании или неумении власти провести последовательные рыночные реформы, считает эксперт.
К слову, Европа — «социалистический континент», добавляет Романчук. В ЕС государства перераспределяют в среднем около половины ВВП.
Так что, с одной стороны, уровень соцзащиты там — будь здоров. Реального социализма — побольше нашего. Другое дело, что когда чиновникам много дано, эффективности не жди. И если уж копировать систему здравоохранения, например, то лучше брать за образец Новую Зеландию или Сингапур с механизмом индивидуальных медицинских счетов, резюмирует собеседник.
Заклание священных коров
Бьюсь об заклад, что все эти вещи для массы отечественного электората — темный лес. Власть же отнюдь не спешит просвещать его насчет реальных альтернатив «белорусской модели». Напротив — играет на неведении и патерналистских предрассудках.
Впрочем, чем дальше, тем труднее это делать. И причина не только в том, что оппозиция сеет в умах электората зерна сомнения в тезисах официальной пропаганды распространением всяких листовок и брошюр типа «Беларусь — в Европу!».
Веру в особую «белорусскую модель» покачнули прозаичные факторы. Сегодня только слепой не видит, что недавнее благополучие застоя держалось во многом на дешевых энергоносителях из России.
Но эра нефти в обмен на лозунги «братского единения» закончилась. И власть вынуждена, переступая через себя, неуклюже, запинаясь, выговаривать слова типа «модернизация», «улучшение делового климата» и даже «экономическая либерализация». А это означает, что воленс-ноленс надо усмирять волюнтаризм и подчиняться мировым правилам рыночной игры.
По сути, разговор лишь о темпах трансформации. По сообщениям информагентств, Лукашенко на Нарочи «напомнил, что в мировой практике имеются негативные примеры резкого перехода из одной системы в другую». И предложил «потиху и аккуратно все выстраивать».
Смачный белорусизм «потиху» вольно или невольно рассчитан на психологию памяркоўных соотечественников.
Проблема, однако, в том, отмечают независимые экономисты, что и так слишком много времени упущено. Золотым часом для системных реформ был тот период нефтяного офшора, когда Москва еще не считала дотации с въедливостью зануды-бухгалтера и не урезала их, как пайку в карцере.
Но тот поезд уже ушел. Естественно, затевать большую ломку здесь и сейчас, когда на носу выборы, ни один сидящий в главном кресле политик не рискнул бы. В итоге имеем следующее: идет катастрофически быстрое накопление системных проблем. Взвинчивание же зарплат перед выборами грозит скачком инфляции и даже девальвацией после того, как отгремит очередная электоральная кампания. А там наползает период, когда надо с процентами возвращать внешние кредиты, коих нахватали выше крыши.
Россия больше денег просто так не даст, это и ежу ясно. Более того, под ножом священная корова — проект АЭС в сотрудничестве с Москвой, ибо ее новые условия — просто петля: не менее 50% в СП по продаже электричества с еще не построенной станции.
Впрочем, это повод еще раз вернуться к западным предложениям. Может, и впрямь в складчину с Литвой заказать реакторы у французской Areva? Со странами Балтии уже и так выстраивается сотрудничество в плане энергетических альтернатив. Очередной танкер с нефтью от Чавеса прибыл в эстонский порт, а Литва готова дать белорусам площадку под терминал для сжиженного газа из Катара.
Если не чучхе, то — Европа
Короче, экономические императивы на глазах выстраивают и новую геополитическую конфигурацию для Беларуси. Не то чтобы власть чудесно перековалась, но могучий инстинкт выживания иногда даже против воли толкает в европейский контекст.
Социологи отмечают соответствующий тренд и в массовом сознании. По данным лаборатории «Новак», впервые за много лет уровень проевропейских устремлений белорусов де-факто сравнялся с уровнем пророссийских. Причем первые растут, вторые — ослабевают. А число евробелорусов прирастает за счет тех, кто ранее был в неопределившихся.
НИСЭПИ дает похожую динамику, и даже более оптимистичную для евроэнтузиастов.
Мэтры социологии, впрочем, предупреждают: эту тенденцию не следует гиперболизировать. Во многом она объясняется нынешней антироссийской риторикой Минска. То есть — достаточно манипулятивна.
Да, но, во-первых, чудесного примирения не предвидится. Во-вторых, тут есть своя диалектика. Чем дальше, тем сильнее европейский сдвиг в сознании белорусов уже сам будет давить на поведение властей. А главное — будут давить форс-мажоры в виде российского прессинга и снежного кома системных экономических проблем.
Поскольку на востоке спасение не просматривается, поскольку паллиативы типа Таможенного союза грозят лишь загнать болезни вглубь, а чучхе в центре Старого Света весьма проблематично, — то эти форс-мажоры объективно вдавливают Беларусь в Европу.
И сегодня, как видим, власть всего лишь пытается объяснить, почему к европейским стандартам приходится ползти «потиху».
Последние Комментарии